поиск по базам библиотеки  поиск по сайту





Личный кабинет



Электронная библиотека "Псковиана"
Национальная электронная библиотека
Проект Библиородина
Национальная электронная детская библиотека
Афиша выставок

Календарь событий

Скоро в библиотеке

Иван Павлов. Лекции о работе больших полушарий головного мозга
Иван Павлов. Лекции о работе больших полушарий головного мозга
Анастасия Колпакова. Большая энциклопедия виноградаря
Анастасия Колпакова. Большая энциклопедия виноградаря
Литвиненко. Алгебра и начала математического анализа. 10 – 11 классы
Литвиненко. Алгебра и начала математического анализа. 10 – 11 классы

Тематические сайты

Псковский край
Библиотечный портал Псковской области
Региональный центр чтения
Книжные памятники Псковской области
Главная Новости

«Наедине с книгой»: портрет одного автора – Дина Рубина

14 марта 2019 12:59

Дина РубинаВ конце марта 2019 г. выйдет вторая книга романа «Наполеонов обоз» Дины Рубиной – «Белые лошади». Накануне знаменательного для писателя и его читателей события, новый обзор рубрики «Наедине с книгой» рассказывает о новинках и представляет литературный портрет этого признанного мастера современной прозы. Израильская и российская прозаик и киносценарист, член Союза писателей Узбекской ССР, Союза писателей СССР, международного ПЕН-клуба и Союза русскоязычных писателей Израиля, обладательница многочисленных литературных премий, Дина Рубина покорила сердца уже миллионов читателей, а выход каждой ее новой книги всегда становится настоящим праздником - вкуса, стиля и настоящей литературы.

«Редкой птицей, дивной певицей кириллицы» называют критики  Дину Ильиничну Рубину – современного прозаика, который, по сути, не нуждается в представлении: десятки романов, сборников рассказов, повестей и эссе составляют ее творческий багаж, а колоритный, насыщенный язык, занимательный сюжет и самобытный ироничный стиль – прелесть и обаяние ее литературного почерка.

Дина Рубина

Она родилась 19 сентября 1953 года в Ташкенте, в семье художника. Детство прошло в домашней тесноте и под знаком непременной для ребенка из интеллигентной семьи музыкальной школы. Дина окончила музыкальную школу при консерватории, а в 1977 г. - Ташкентскую консерваторию. Затем работала педагогом в Институте культуры. И это – лишь одна сторона биографии, без которой, безусловно, не сложилось бы той Дины Рубиной, которой зачитываются сейчас миллионы читателей.

Дина РубинаДругая история – история дара Слова. Взлелеянный с детства, этот дар воспитывался, вырисовывался с годами, и в результате сегодня Дина Рубина, вот уже более двадцати лет живущая в Израиле, - признанный автор потрясающих романов, рассказов, повестей, эссе, лауреат многочисленных литературных российских и зарубежных премий.

Начиналось же все традиционно – публикацией в журнале. Это были 1970-е гг. и маленький ироничный рассказ «Беспокойная натура» был опубликован в журнале «Юность». Затем появились и другие рассказы и повести: экранизированная впоследствии повесть «Завтра, как обычно», повесть «Двойная фамилия», рассказы «Собака», «День уборки», «Яблоки из сада Шлицбутера», «Один интеллигент уселся на дороге», «Любка». Позднее эта проза вошла в отдельную книгу «Всегда всегда».

Дебют Рубиной был блестящим: многоголосая, свежая, сочная проза покорила сердца читателей, да и сегодня ее произведения малых форм по-прежнему востребованы.

Однако, сама Дина Ильинична неравнодушна к большим литературным жанрам. В одном из интервью она признается: «Я очень люблю этот стиль - мозаичный. Рассказ - другое дело. Я рассказываю: такой-то родился в таком-то году, когда ему было столько-то лет, у него умер отец... Это стилевая экосистема рассказа. Линейное повествование. А вот роман - это вспыхивающие в разном временном режиме прожектора; это кусты, подсвеченные с одной стороны, это песенка соловья, которая раздается в самый неловкий момент любви, и так далее. Только когда мы переворачиваем последнюю страницу, мы понимаем, почему это оказалось написанным».

В этом секрет обаяния романов этого писателя – она сначала пишет финал, а затем выстраивает композицию текста, вырисовывает образы героев и атмосферу. А еще – кропотливо и многотрудно изучает концепцию, в которую погружает свою книгу, будь то живопись или какое-либо иное ремесло.

«Это очень многотрудный процесс. Я сначала работаю с материалом, с корреспондентами, с профессионалами своего дела. Это многие месяцы изнурительной работы. Как правило, объем подготовительного материала к роману в несколько раз превышает объем самого романа. Погружение в новую тему для меня всегда - как погружение в шахту. Работа тяжелая, шахтерская…»

(Дина Рубина, из интервью)

Дина РубинаВ результате такой «шахтерской» работы появились блестящие книги: «Вот идет Мессия!», «На солнечной стороне улицы», «Почерк Леонардо», «Белая голубка Кордовы», «Синдром Петрушки», «Русская канарейка»: «Желтухин», «Голос» и «Блудный сын», «Синдикат», «На верхней Масловке» «Бабий ветер» и другие.

Первая часть новой трилогии «Наполеонов обоз» вышла в сентябре 2018 года – «Рябиновый клин». Сюжет рассказывает о двух сильных личностях - Надежде и Аристархе, которые любят друг друга. Их чувство глубокое и сильное, но ему нужно пройти через горнило испытаний. И предательство может охладить самую горячую страсть. Впереди у героев годы разлуки и через четверть века, когда влюбленные станут другими людьми, им суждено встретиться вновь.

«Эта книга о великой любви, о судьбе, о времени, о Боге и человеке. Книга, от которой захватывает дух и замирает сердце, это - не исторический роман, а история любви и расставания длиною в жизнь» – так «Рябиновый клин» характеризуют в анонсах, рецензиях и литературных обзорах. И неизменно добавляют, что «Наполеонов обоз» – первый роман о настоящей любви в русской литературе XXI века».

Как и сага «Русская канарейка», «Наполеонов обоз» охватывает большие периоды истории, вмещает в себя уникальные судьбы самых разных представителей нашей страны. В романе находят свое воплощение главные темы творчества Дины Рубиной.

«Всю жизнь меня занимала тема продолжения личности в истории Рода. Мощные переплетения генов, провоцирующие матрицы тех или иных историй, которые неизбежно догоняют нас, повторяясь во всех поколениях семьи.  Невозможность уйти от наследственной заданности рока. Вторая тема – Любовь – в самых разных вариантах, масштабах и ситуациях. Любовь высокая, приземленная, драгоценная и дешевая, но – Она, Любовь! – погубленная, проигранная или обретенная вновь. И, конечно же, проступок и расплата, всё то же «преступление и наказание», которое занимает всех русских писателей вот уже третье столетие»

(Дина Рубина)

Тем не менее, настаивает автор, оценивать новую книгу нужно в структуре всего романного полотна: «Даже прочтя весь «Рябиновый клин», мы еще не можем говорить о проблематике романа, о его многостворчатой ауре. Только сейчас, когда я дописываю второй том и знаю, что предполагаю сделать в третьей книге (а это очень трагическая вещь), мне уже видно всю историю. Но только финал даст мощный отсвет на эти декорации - вспыхнут все прожектора: смысла, образов и метафор…и роман состоится» (Дина Рубина).

Дина Рубина

Вторая книга «Белые лошади» - продолжение истории любви, зарождение которой было изображено в первом томе: «Аристарх и Надежда, современные Орфей и Эвридика, с самой первой встречи ощущают, что положены друг другу. И для всех становится очевидной избранность этих молодых людей: судьба наделила их редким даром, снести который не каждому дано. Но трагическая – ветхозаветная – случайность разлучает их. Каждому из них приходится теперь идти своим путем, в страшном одиночестве переживая непоправимость случившегося, полную осиротелость, горечь несбывшихся надежд».

Дина РубинаТретья часть саги готовится к изданию осенью 2019 года, и предполагается, что она будет иметь символическое название «Ангельский рожок». Образ ангела – один из важнейших в концепции Дины Рубиной, достаточно вспомнить ее книгу «У ангела», где представлены три повести, написанные в самое трудное для писателя десятилетие – начало эмиграции. Единым образом, связующим эти разные истории, является образ ангела: «Образ ангела, литературного ангела, ангела-хранителя, просто прохожего и едва ли не бомжа – один из моих тотемов в прозе, очень значимый для меня». Безусловно, воссоздание этого образа связано с переездом писателя в другую страну, который изначально воспринимался им не как репатриация, а как эмиграция – «это когда обухом по голове, секирой по шее, харакири…».

Дина РубинаОт отчаяния тогда спасла молодость и понимание, что дальше ничего нет – ни впереди, ни за спиной, и нужно выстоять, нужно быть сильной. Постепенно жизнь выстроилась и сложилась. Израиль стал домом, домом детей, семьи. И парадоксально – в России на работы Рубиной обратили внимание толстые журналы, которые доселе отказывали ей в публикации.

С горечью вспоминает она в одном из интервью свои первые шаги в пространство «толстокнижных» русских изданий, когда некая «дама в босоножках» назвала ее повесть «На Верхней Масловке» чепухой и беллетристикой: «…Чепуха, конечно: повесть «На Верхней Масловке» переведена на иностранные языки, экранизирована, по ней пишут дипломы студенты разных университетов, но вот то чувство боли, которое я испытала тогда… глупо, правда? Мало ли молодых литераторов, которым отказывают в публикации толстые журналы. Но в молодости человек беззащитен. Когда-то разгромная рецензия значила для меня невероятно много: месяц чудовищных мук и полное разочарование в себе. Сейчас не значит ровным счетом ничего - кому-то нравится моя проза, кому-то нет. Это нормально…».

Писатель состоялся, а новая страна, по иронии и счастью, сотворила самый настоящий его Ренессанс. Дина Рубина сегодня потрясающе известна, ее книги переведены на множество языков (английский, немецкий, итальянский, французский, вьетнамский, польский, болгарский, эстонский, датский), по мотивам её произведений сняты фильмы («Любка» (2009), «Двойная фамилия» (2006), «На Верхней Масловке» (2006) и др.).

Дина РубинаОна отмечена премиями Министерства культуры Узбекской ССР (1982), им. Арье Дульчина (Израиль, 1990), Сохнута, Союза русскоязычных писателей Израиля (1995), сети книжных магазинов Франции (1996). Роман «На солнечной стороне улицы» вошел в шорт-листы премий «Ясная Поляна» (2006) и «Русский Букер» (2006) и был награжден третьей премией премии «Большая книга» (2007).

И, говоря словами самого писателя, его литературный путь – это «история легкокрылых удач»: «Все, «что бы ни совершалось со мной в жизни, все это ощущалось мною как необыкновенная удача».

«Больно только когда смеюсь» - так говорит о себе писатель, так именуется одна из ее книг, в некотором роде автобиографическая. Здесь она в формате интервью рассказывает о себе, своей жизни, мировоззрении, чувствах. Интервью блистательные, потому что редко можно встретить человека, пишущего о литературе, обладающего такой же творческой смелостью, яркостью, какими наделена Дина Рубина. И в результате эта книга становится откровением автора и читателя, которое достигаемо только лишь при личной беседе за чашкой чая. Или же – наедине с книгой.

Предлагаем Вашему вниманию презентацию «Дина Рубина: литературный портрет», где обозначены многие из ее произведений, ее мысли, цитаты из книг, критика и потрясающая живопись ее супруга, известного художника Бориса Карафелова, который иллюстрирует ее книги, творчески и философски дополняя их новыми смыслами и идеями.

Следите за новостями рубрики! И приятного вам чтения!

Голубева Антонина, пресс-служба Псковской ОУНБ