Режим работы библиотеки*:
Пн | 10:00−20:00 |
Вт | 10:00−20:00 |
Ср | 10:00−20:00 |
Чт | 10:00−20:00 |
Пт | выходной |
Сб | 10:00−18:00 |
Вс | 10:00−18:00 |
Летний режим работы (с 1 июня по 31 августа)*:
Пн | 10:00−18:00 |
Вт | 10:00−18:00 |
Ср | 10:00−18:00 |
Чт | 10:00−18:00 |
Пт | 10:00−18:00 |
Сб | 10:00−18:00 |
Вс | выходной |
*Каждый последний вторник месяца — санитарный день
Библиотечный портал Псковской области
Книжные памятники Псковской области
Псковская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих
Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А.Каверина
Электронная библиотека Псковиана
КИБО (Комплекс информационно-библиотечного обслуживания)
Международный библиотечный центр
«Тритон»20 мая 2014 12:01
Идея создания издательства возникла у ленинградского музыкально-общественного деятеля В.И. Яшнева на фоне введения нэпа и бурного развития частной инициативы в области мелкой промышленности и торговли, а также всё возрастающей потребности в печатании нот и образовательных материалов по музыке. В 1925 утверждён устав кооператива, в разработке которого помимо Яшнева приняли участие его жена, М.А. Никитина, имевшая подобный опыт (в 1923 она открыла нотный магазин и при нём «Русское музыкальное издательство», просуществовавшее чуть больше года и выпустившее несколько незначительных изданий), Б.В. Асафьев и В.Г. Каратыгин. На эмблеме издательства помещается изображение тритона-земноводного и нотной записи тритона-интервала. Размышляя о символике эмблемы издательства, можно упомянуть, что тритон (итал. tritono — состоящий из трёх тонов) — особый музыкальный интервал объёмом в три тона. Тритон является сильным диссонансом. Будучи ярким и остро тяготеющим интервалом, тритон часто используется для подчёркивания важных моментов композиции, в том числе при переходе в другие тональности. Интересно, что католическая церковь в средние века осуждала использование этого музыкального интервала, считалось, что это сочетание нот дьявольское. Нарушитель имел большие шансы угодить в подвалы инквизиции и иметь разъяснительную беседу.
Нотный магазин издательства «Тритон» находился сперва по адресу Литейный проспект (тогда — пр. Володарского), д. 43, а вскоре переехал на Невский проспект д. 50 в бывший дом баронессы А.П. Кусовой (угол Невского пр. и улицы Садовой). Помимо продажи собственных изданий «Тритона» магазин осуществлял комиссионную торговлю нотами.
По заказу издательства Самуилом Майкапаром были написаны «Бирюльки», переиздававшиеся неоднократно и занявшие на многие годы особое место в фортепианном педагогическом репертуаре. Выпускалась серия пьес под редакцией С. Гинзбурга «Старые мастера XVII—XVIII столетий в обработках для скрипки и виолончели с роялем В. Бурместера, Ф. Крейслера, А. Моффата и др. под редакцией С. Гинзбурга». Всего в серии было выпущено более 50 произведений зарубежных композиторов, в т.ч. и малоизвестных музыкальной публике. Издавались «Тритоном» песни и романсы классиков, арии из опер, фортепианные пьесы Альбениса, Регера, Шимановского.
В издательстве вышли музыкально-теоретические пособия Ю. Тюлина, М.Г. Климова, С. Соловьёва, самоучители и сборники пьес для гармоники-баяна, гитары, мандолины, домры и духовых инструментов, составленные видными ленинградскими педагогами. В 1931-1934 гг. выходили многотомные серии «Репертуар балалаечника» и «Репертуар духовых оркестров».
Василий Иванович Яшнев во второй пол. 20-х гг. 20 века начинает преподавать в Ленинградском Дворце пионеров, где обучение на гитаре начиналось с 8-10 лет. Так, в дальнейшем, из Дворца пионеров выйдут такие гитаристы, как Лилиана Седлецкая, Евгений Большаков, Евгения Успенская, Борис Павлов – все они начинали учиться гитаре у В.И. Яшнева. Учебного материала не хватало, и кооперативное издательство "Тритон" начинает в 1934 году печатать этюды и пьесы Каркасси, Карулли, Джульяни, Тарреги, а также упражнения в аккордах, этюды и аранжировки, сделанные П.И.Исаковым.
Издательство «Тритон» опубликовало «Афоризмы» Д. Шостаковича [1929 год]. Учитывая, то, что издательство работало в советском государстве, избежать публикации «идеологически выдержанных» произведений было невозможно. Особое место занимает специальная «Серия произведений революционных композиторов Запада», под редакцией М. Друскина.
В декабре 1928 года издательство «Тритон» выпустило в свет книгу Михаила Семеновича Друскина «Новая фортепианная музыка с систематическим обзором современной фортепианной литературы» (работа над книгой шла с октября 1926-го по август 1927 года).
Ответственными редакторами издательства работали Н.Н. Загорный, П.Б. Рязанов. В 1934-1937 Петр Борисович Рязанов был избран в члены правления издательства «Тритон» по разделу советской музыкальной литературы и современной западноевропейской вокальной литературы, а также стал ответственным редактором по разделу вокальной литературы советских авторов. Под его редакцией вышли произведения И. Брамса, «Избранные песни» Р. Франца и др. Б.Л. Вольман работал редактором издательства "Тритон", где в 1932 году в качестве ответственного и технического редактора участвовал в выпуске серии сборников пьес Бетховена, Баха, Грига в переложениях для гитары П.И. Исакова. Техническими редакторами работали С. А. Затеплинский, Д. П. Кононович. Лучшим гравёром издательства был Чернов, впоследствии перешедший на работу в Монетный двор.
В 1932 году в Ленинграде открылось отделение Центрального музыкального издательства (Музгиза), составившее серьёзную конкуренцию издательству «Тритон». Согласно очерку Б. Вольмана, работа двух издательств, преследующих одни и те же цели, была признана нецелесообразной, и в 1936 издательство «Тритон» самоликвидировалось. После закрытия издательства его «капитал» в виде награвированных досок был передан Музгизу. Это можно видеть по номерам досок нотных изданий, выпускавшихся Ленинградским отделением Музгиза в 1936 году: они всё ещё содержат аббревиатуру «Т.», указывающую на «Тритон». В 1937 году «Т.» сменилось на «Л. О.» («Ленинградское отделение»), однако сами цифры продолжали нумерацию изданий, начатую в «Тритоне». И лишь в 1939 году номера досок включились в единую серию с Московским отделением Музгиза.
Но, здесь же, отмечается и положительный опыт работы, приветствуется создание репертуара для смычковых инструментов, вокала, фортепиано и даже для колхозной эстрады?! Интересным начинанием издательства М. Друскин называет выпуск песен советского (и зарубежного) кино, получивших массовое распространение.
Указывает автор и на повышение качества выпускаемой продукции, поиски издательства в области нового художественного оформления. Одновременно заметка М. Друскина, напечатанная за год до закрытия издательства, рассказывает об обширных издательских планах «Тритона», которые вряд ли составлялись бы, если б необходимость самоликвидации издательства была очевидна. Количество упоминаний издательства «Тритон» в центральном музыкальном журнале «Советская музыка» за 1935 год говорит о том, что издательство, находилось в самом расцвете, искало новые пути, и было в состоянии продолжать свою деятельность. Поэтому настоящей причиной закрытия «Тритона», видимо, стала государственная экономическая политика, вытеснявшая частую инициативу.
«Тритон» просуществовал десять лет. В 1935 году был выпущен каталог, который подвел итоги деятельности издательства. Выпущено 70 книг и брошюр и около 700 музыкальных произведений. В книге «Музыка и музыканты Ленинграда» (Советский композитор, 1972 г.) итогам работы «Тритона» дается такая оценка: «Принимая во внимание, что в выпуске изданий, в качестве авторов, составителей, редакторов и т.п., участвовали известные композиторы, музыковеды и педагоги, следует признать немалые заслуги «Тритона» в публикации произведений советской музыки малых форм, пополнении советского педагогического и концертного репертуара рядом ценных произведений и методических трудов, популяризации знаний о музыке и ее крупнейших представителях. В меру своих сил и возможностей издательство «Тритон» содействовало развитию советской музыкальной культуры».
В каталоге Российской государственной библиотеки представлены 1265 нотных изданий «Тритона» и 15 книг. Псковская областная универсальная научная библиотека не может похвастаться таким большим количеством издательской продукции «Тритона», но и в наших фондах они есть. Всего около двадцати и 13 из них сосредоточены в библиотеке В.И. Яшнева (инициатора создания издательства «Тритон»), которая хранится в Центре редкой книги ПОУНБ. Представляем здесь эти издания, которые демонстрируют музыкальные пристрастия их владельца – Василия Ивановича Яшнева.
Штелин, Якоб Яковлевич.
Это единственная книга издательства «Тритон» в фонде Центра редкой книги. Даже «в современной истории европейского искусствознания страницы, отведённые историографии русского искусства в XVIII веке, заполнены весьма скудно... До последнего времени считалось, что Россия в этой области была глухой окраиной... То, что совершил Якоб Штелин, не имеет аналогий в европейской литературе XVIII века по истории искусства. Никто в Западной Европе не мог тогда даже подумать о постановке подобной цели — написания «истории всех художеств» своей страны. Штелин, взявшийся за этот титанический труд, не был кабинетным учёным, глядевшим на мир из окна своего особняка и покрывавшим бисером готической вязи сотни листов ин-фолио ради перечисления сведений, почерпнутых из других источников. Пятьдесят лет он неустанно содействовал своим талантом, обширными знаниями и безмерным трудолюбием развитию искусства в России и закреплял на бумаге то, что за это время увидел, узнал и услышал. Ценность и значение записок Штелина определяются прежде всего тем, что он сделал первую попытку создания истории русского искусства XVIII века. Его рукописи — единственное свидетельство современника о многих фактах и явлениях художественной жизни России того времени — позволяют проследить смену вкусов, тенденций и художественных ценностей в русском искусстве на протяжении нескольких десятилетий. Написанные ярким, образным языком, полные точных наблюдений и характеристик, хотя и довольно лаконичные, они в каждой строчке заключают большой фактический материал, который сегодня не всегда сразу поддаётся пониманию и нередко нуждается в подробном комментировании.» - пишет в своей работе «Записки Якоба Штелина. Об изящных искусствах в России. В 2-х томах» (1990 г.) ведущий специалист Российского государственного исторического архива, многие годы потративший на изучение наследия Якоба Штелина, Константин Владимирович Малиновский. Тем значимее для отечественного музыкознания был выпуск этих записок издательством «Тритон» еще в ныне далеком 1935 году. Издание включает: предисловие редактора Б. Асафьева, статью Б. Загурского «Музыкальная культура в России XVIII века» и записки Якоба Штеллина – «Известия о музыке в России», «Известия об искусстве танца и балетах в России». В книге помещены 16 иллюстраций. НотыБрамс, Иоганнес.
Вагнер, Рихард.
Василенко, Сергей Никифорович.
Василенко, Сергей Никифорович.
Серия «Вокальный репертуар. Собрание вокальных пьес иностранных композиторов» представлена тремя изданиями:
Григ, Эдвард. Лист, Ференц. Моцарт, Вольфганг Амадей.
Пуччини, Джакомо.
Россини, Джоаккино.
Источники:
|